21 июл. 2014 г.

Авиатеракты, изменившие ход истории

17 июля 2014 года в небе над Донбассом произошла ужасная трагедия - был сбит пассажирский Боинг 777 Malaysia Airlines (рейс MH17), на борту которого находились 298 человек. Никто не выжил.
Не буду описывать версии и причины, так же не буду пытаться анализировать ситуацию и её последствия.

Характерные повреждения от поражающих элементов ракеты БУК.

Убеждён, что думающие люди и так сделали свои, наверняка верные выводы. А зомбированных личностей "лечить" не собираюсь. Не берусь также рассуждать о последствиях трагедии для истории Украины и остального мира.

Следует отметить, что пассажирский Боинг 777, сбитый над Украиной, стал далеко не первой мирной жертвой террористов. За последние полвека более десяти пассажирских лайнеров были сбиты системами ПВО и военными самолетами. Еще больше самолетов были уничтожены взрывчаткой. Нередко эхо этих взрывов определяло ход истории государств, а возможно, и человечества.


ЛІГАБізнесІнформ выбрала авиатеракты и катастрофы, которые имели наибольшие геополитические последствия. Впрочем, трагическая смерть сотен людей в самолете иногда проходит и бесследно для истории. Как правило, они являются следствием трагических ошибок, допущенных военными.

1. Война против терроризма. 11 сентября 2001 года

Захват четырех самолетов террористами-смертниками из Аль-Каиды, тараны зданий Всемирного торгового центра и Пентагона.

2977 погибших, более 6000 раненых.

Самый кровавый террористический акт в истории, ставший поводом для двух масштабных военных операций США и союзников.


Последствия

Сразу же после терактов администрация президента США Джорджа Буша - младшего объявила о начале масштабной "войны с терроризмом". В планах Соединенных Штатов значился разгром международных террористических организаций и поимка "главного террориста" Усамы Бин Ладена.

Уже 7 октября 2001 года силы НАТО начали военную операцию в Афганистане, которая, по сути, продолжается до сих пор. Теракты 11 сентября также использовались для обоснования американского вторжения в Ирак в 2003 году.

В результате военных операций сил США в Афганистане был свергнут режим движения Талибан, в Ираке - режим Саддама Хуссейна. Точные данные о количестве погибших в результате этих конфликтов отсутствуют. В обоих странах продолжается гражданская война.

2. Геноцид против народности тутси в Руанде. 6 апреля 1994 года

При заходе на посадку в аэропорт столицы Руанды Кигали из ПЗРК был сбит самолет президента Руанды Жювеналя Хабиариманы. Глава государства и все пассажиры самолета погибли.

Исполнители теракта до сих пор не установлены. За следующие после атаки 100 дней был убит почти миллион человек.


Последствия

В гибели президента обвинили представителей народности тутси - одной из двух основных этнических групп в Руанде (вторая - хуту, к которой и относился погибший глава государства). В ту ночь в столицу Руанды вошли войска хуту, которые разоружили и убили представителей бельгийских миротворческих сил ООН и начали истребление тутси. В результате гражданской войны и геноцида погибло около миллиона человек, из которых лишь 10% составили хуту. Остановить геноцид удалось только после взятия военной организацией "Руандийский патриотический фронт" столицы государства Кигали.

3. Оформление империи зла. 1 сентября 1983 года

Советский истребитель Су-15 сбил Boeing-747 южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines (рейс КЕ007). 269 погибших.

После инцидента президент США Рональд Рейган назвал СССР "империей зла".

Более подробно в моём посте: Трагедия корейского Боинг 747: что было на самом деле?

Последствия

После того как был сбит Boeing, начался новый виток "холодной войны". В рамках программы "Стратегическая оборонная инициатива" (СОИ) США добились размещения ракетных систем в непосредственной близости к границам СССР. Имидж Советского Союза на международной арене был подорван, поскольку советские ПВО сначала отрицали свою причастность к падению самолета. Введение санкций против СССР ускорило начало "перестройки", а затем экономический и политический крах Советского Союза.

4. Жесткие санкции. 21 декабря 1988 года.

Ливийские террористы взорвали Boeing-747 компании Pan American World Airways над шотландским городом Локерби. 270 погибших в самолете и в результате падения обломков на город.
В ходе следствия удалось доказать причастность ливийской разведки к теракту.


Последствия

Террористическому акту предшествовала эскалация конфликта между правителем Ливии полковником Муаммаром Каддафи и западными странами. Весной 1986 года в результате подрыва самолета над Грецией и взрыва бомбы в Западном Берлине погибли шесть американцев и несколько сотен было ранено. В ответ США нанесли ракетно-бомбовый удар по столице Ливии Триполи, вследствие которого погибли 40 ливийцев, в том числе и дочь Каддафи.

Не исключено, что уничтожение самолета PanAm являлось местью полковника Каддафи за гибель дочери. После его отказа выдать исполнителей теракта Совет безопасности ООН ввел жесткие санкции против Ливии. В частности, были запрещены полеты над территорией государства, прекратились все торговые операции с Ливией, зарубежные активы государства были заморожены.

Экономическое положение Ливии резко ухудшилось, и в 1999 году Каддафи согласился выдать сотрудников ливийской разведки суду. Но причастность полковника к терактам сыграла свою роль в поддержке западными странами ливийских повстанцев в гражданской войне 2011 года. В ходе военных действий погибло около 30 000 человек. Каддафи был убит.

Без последствий

Случаи, когда сбитые военными пассажирские самолеты не привели к значительным изменениям в мировой или региональной политике.

21 февраля 1973 года

Истребителями ВВС Израиля был сбит Boeing-727 ливийской авиакомпании Libyan Arab Airlines. Погибло 108 человек, 5 выжило. Лайнер по ошибке залетел на территорию Синайского полуострова, в то время оккупированного Израилем. Сбившись с курса из-за пылевой бури, самолет вторгся в воздушное пространство Синая и был перехвачен израильскими истребителями. Они попытались принудить лайнер к посадке, но экипаж, полагая, что находится над Египтом, решил уходить на другой аэродром. Решив, что самолет захвачен террористами, израильтяне открыли огонь на поражение.

Поначалу Израиль отрицал свою причастность к катастрофе, но впоследствии признал вину. Семьям погибших была выплачена компенсация, санкции против Израиля не вводились.

27 июня 1980 года

Над Тирренским морем пропал McDonnell Douglas DC-9-15 авиакомпании Itavia (рейс 870). Погиб 81 человек. Расследование катастрофы продолжалось девять лет. Только в 1989 году комиссия, занимавшаяся изучением обстоятельств падения, заявила, что самолет был сбит французским перехватчиком. В то время недалеко от места гибели лайнера шел воздушный бой между авиацией НАТО (в том числе и французскими ВВС) и военно-морской авиацией Ливии. Одна из ракет, запущенных с истребителей коалиции, поразила итальянский самолет.

В 2008 году правительство Италии подало иск к Франции о возмещении ущерба. Других последствий инцидент не имел.

3 июля 1988 года

Ракетой с американского крейсера Vincennes сбит Airbus А300 авиакомпании Iran Air. Погибло 290 человек. США отказались признавать свою вину и приносить извинения, сославшись на сходство профиля лайнера с истребителем F-14А и большое нервное напряжение, в котором находилась команда.

Позже, в 1996 году, Соединенные Штаты согласились выплатить компенсацию в $61,8 млн семьям погибших, но отказались приносить извинения и оплачивать стоимость самолета. Больше никаких последствий не было.

4 октября 2001 года

Ракетой, запущенной украинскими ПВО в ходе учений, сбит Ту-154 российской авиакомпании "Сибирь". Погибло 78 человек. Ракета С-200 поразила не учебную мишень, а российский лайнер. Украина отрицала свою причастность к гибели самолета, но расследование доказало вину украинских военных.

Имидж Украины заметно пострадал, высшее военное руководство было отправлено в отставку. В качестве компенсации родственникам погибших Украина выплатила почти $8 млн. Санкции против Украины не вводились.

Комментариев нет:

Отправить комментарий