18 дек. 2013 г.

Не сгоревшие в пожаре и пережившие свои авиакомпании

Модели самолетов из собственного авиапарка - безусловно, хорошая реклама. Но в момент, когда некоторые самолеты и авиакомпании уходят в прошлое или когда появление той или иной модели обрастает интересными байками, такие авиамодели переходят из разряда рекламы в разряд истории, в разряд свидетельства времени. А среди людей, которые бредят авиацией, есть коллекционеры таких авиамодельных историй. Незадолго до Международного дня гражданской авиации мы побывали в кабинете у человека, в коллекции которого – 186 авиамоделей.

Самолет "Сингапурских авиалиний" Игорь Чергинец считает самым примечательным по ливрее (оформлению фюзеляжа). Это случай, когда компания, самолеты которой имеют в целом достаточно сдержанную раскраску, позволяет себе шалость. Готова ли "Белавиа" на подобный эксперимент, допустим, к чемпионату мира по хоккею? "Белавиа" готова. Если организаторы чемпионата готовы это оплатить", - смеется замдиректора белорусской авиакомпании.
Заместитель директора "Белавиа" Игорь Чергинец говорит о числе моделей в своей коллекции лишь приблизительно:
- Каждый день не пересчитываю. Кажется, сейчас их 186.


17 дек. 2013 г.

Первые беспилотники

Беспилотные летательные аппараты с дистанционным управлением были созданы и использовались гораздо раньше, чем может себе представить большинство людей. Один из самых первых подобных летательных аппаратов, Kettering "Bug", был создан еще во времена Первой Мировой Войны. Этот летательный аппарат представлял собой неуправляемый биплан, своего рода летающую бомбу, которая после взлета двигалась по заранее заданному курсу к выбранной цели.

На беспилотнике Kettering "Bug" было установлено первое подобие механического автопилота, который поддерживал курс летательного аппарата после его запуска в воздух. Во время Первой Мировой Войны было изготовлено несколько опытных образцов таких беспилотников, но к тому времени, как они начали совершать свои первые полеты, война уже закончилась. Но, как бы там ни было, этот беспилотник стал самым первым предком всех современных крылатых ракет.

Самым большим препятствием к широкому использованию беспилотников в те времена являлось то, что каждый раз при их использовании сам летательный аппарат и сложная для того времени механика автопилота полностью разрушались, что делало все операции с использованием таких аппаратов весьма дорогостоящими. Вторым препятствием было то, что после запуска аппарата в воздух не было возможности прервать его задание или изменить курс его полета. 




Некоторые из опытных образцов летательных аппаратов Kettering "Bug" были предназначены для поражения вражеских целее с помощью неуправляемых реактивных ракет, которые к тому времени уже были разработаны и являлись достаточно недорогим способом доставки заряда взрывчатого вещества к заданной цели. Конечно, качество изготовления ракет в то время было еще крайне низким и после запуска некоторые экземпляры ракет того времени вели себя, мягко сказать, совершенно непредсказуемо. Поэтому, для того чтобы добиться гарантированного поражения вражеских целей эти ракеты выпускались десятками и даже сотнями за один раз.

Следует отметить, что в те же времена была начата разработка и применение первых управляемых и неуправляемых ракет класса воздух-воздух. Неуправляемые ракеты в силу непредсказуемого характера их поведения представляли опасность не только для самолетов противника, но и для самолетов дружественных сил, более того, выпуская ракету, пилот рисковал подстрелить свой собственный самолет, что и случалось весьма нередко. 



Для решения этой проблемы доктор Генри В. Уолден (Dr. Henry W. Walden), дантист из Массачусетса, изобретатель и летчик-пионер (он построил и поднял в воздух первый самолет-моноплан в США в 1909 году), в 1915 году начал разработку первой ракеты с системой дистанционного радиоуправления. Эта ракета запускалась с самолета, пилот визуально контролировал полет ракеты и корректировал ее траекторию с помощью передаваемых радиосигналов. Радиосигналы управляли положением крошечных серводвигателей, которые перемещали положение лопастей хвостового оперения, а система радиоуправления базировалась на основе системы, продемонстрированной Николой Теслой еще в 1898 году.

К сожалению, идея Уолдена так и осталась вне поля интересов американского правительства и военных, несмотря на то, что на нее был оформлен соответствующий патент. А работоспособность и целесообразность этой идеи была доказана почти четверть века спустя, когда первые радиоуправляемые ракеты были созданы и использованы немцами в ходе Второй Мировой Войны. В конце концов Уолден в 1957 году пожертвовал свою радиоуправляемую ракету в фонд Национального Смитсоновского музея авиации и космической техники, где она и находится в настоящее время.