20 апр. 2009 г.

Mistel 5 = Heinkel He-162A-2 + Arado E377 (История создания)

История создания Mistel 5

На страничке MISTEL 5 - He-162 A-2 w. Ar E-377a - "DRAGON", 1/72 я делал обзор модели этого довольно интересного самолёта. А сейчас я бы хотел опубликовать историю создания этого проекта.


Еще в африканской войне 1911 года пилоты итальянских самолетов продемонстрировали всему миру, что самолет превращается из порхающей бабочки в грозное оружие. Для этого оказалось достаточно выбросить за борт несколько ручных гранат. Сразу же возникло желание и увеличить огневую мощь самолета и повысить точность попадания. Собственно говоря, с этого началось становление бомбардировочной авиации. Проблема достижения приемлемой точности поражения точечных целей стояла перед конструкторами всех стран на протяжении всей второй мировой войны. Да что там говорить, если и сегодня "умные" американские ракеты не попадают не то, что в "коробку спичек", а даже в страну, залетая вместо Югославии в Болгарию или в Иран вместо Ирака!

Но вернемся к нашим баранам. Базовым средством для высокоточного по тем временам поражения целей в Германии был пикирующий бомбардировщик Ju 87 B Stuka. Однако использовать его в этом качестве можно было только при безраздельном господстве немецкой авиации в воздухе. Второй путь достижения нужной точности виделся в том, что самолет не выполнял сложные акробатические трюки, а бомба сама находила цель. В результате на свет появились планирующие бомбы с дистанционным управлением. В Германии во время второй мировой войны были разработаны, например, бомбы Fritz-X, которые, в частности, привели к гибели итальянских линкоров "Roma" и "Italia", английского линкора "Warspite" и ряда других. Известна также разработка КБ Хеншеля Hs-293, которая использовалась как на суше, так и на море.

Но вскоре этих средств оказалось недостаточно и на арену вышло очередное "чудо-оружие" - проект Mistel. Этот проект представлял собой совершенно новый подход к поражению точечных объектов. Комплексы Mistel состояли из двух соединенных между собой самолетов, которыми чаще всего были бомбардировщик Ju 88 A-4 и истребитель Bf.109 или Fw-190 (можно, конечно, для самостоятельной сборки подобного монстра использовать и Focke Wulf Ta 152 H-1, хотя и с некоторой натяжкой по отношению к исторической правде...). Истребитель устанавливался на фюзеляже бомбардировщика и исполнял роль управляющего самолета, а Ju-88 начинялся взрывчаткой, экипаж в нем отсутствовал и фактически бомбардировщик представлял собой летающую бомбу. Взлет и подлет к цели выполнялся с использованием обоих самолетов на жесткой сцепке. После обнаружения цели пилот истребителя направлял весь комплекс в ее направлении. Затем включал специальный прицельный механизм, связанный с прицельной системой в бомбардировщике и включал автопилот. С помощью пиротехнических зарядов истребитель отделялся от бомбы и возвращался на базу. А Ju-88 продолжал полет самостоятельно. За полтора километра до цели бомбардировщик переходил в пикирование. Его нагрузка в 3500 кг тротила или 1000 кг кумулятивная головка позволяли уничтожать как большие суда противника, так и железобетонные укрепления. В частности, Mistel 1, 2 и 3 (отличались комплектацией) использовались для разрушения мостов на Одере и Нисе в 1945 г.

В апреле 1945 года был облетан прототип Mistel 4, в который входил Ju-88H-4 и Focke Wulf Ta 152 H-1. (Вот в чем отклонение от исторической правды - в боях его использовать не успели). Всего было построено около 250 комплексов Mistel различных вариантов.

По мере освоения немцами реактивной тяги и появлением таких саомлетов как Arado Ar-234, Messershmitt Me-262 и, в конце войны, Heinkel He-162, возник замысел создания комплекса Mistel 5, в состав которого входили бы один из трех типов реактивных истребителей и специально спроектированный реактивный самолет-бомба. В качестве прототипа для самолета-бомбы использовался самолет Arado Ar-234B. В результате на свет появился Arado E377, который существовал в двух версиях - с двигателем и без него. Версия без двигателя предназначена была для комплексов Mistel S5, где в качестве носителя использовался четырехмоторный Ar-234C, тяги которого хватало для доставки планирующей бомбы к цели. А E377 с двумя собственными двигателями должен был наводиться на цель либо He-162A либо Me-262. Впрочем машина Мессершмитта вскоре выбыла из конкурса - предпочтение было отдано более легкому и дешевому самолету Хейнкеля. Оба варианта (с двигателями и без) были облетаны в конце войны. Работы над Arado E377A (с двигателем) были прерваны в конце февраля, начале марта 1945 года. А вот сам самолет He-162 серийно выпускался до самого конца войны (было построено около 800 экземпляров, из которых 300 были закончены и облетаны). Он известен также под кличкой "Саламандра" и как Volksjager (народный истребитель).

Основные тактико-технические данные:

Heinkel He-162A
Тип: одноместный истребитель перехватчик
Размах крыла: 7,2 м
Длина: 9,05 м
Высота: 2,6 м
Взлетный вес: 2805 кг
Максимальная скорость 975 км/час (на 11000 м)
Дальность полета: 620 км
Вооружение: две пушки MG 151 калибра 20 мм с боекомплектом 120 снарядов

Arado E-377A
Тип: самолет-бомба
Размах крыла: 11,9 м
Длина: 10,5 м
Высота: 2,8 м
Взлетный вес: 7000 кг
Максимальная скорость до 750 км/час
Боевая часть - взрывчатое вещество массой от 1000 до 2500 кг

Материалы взяты с сайта www.cardarmy.ru